Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МГАРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
44, С. 422-428 опубликовано: 25 мая 2021г.


МГАРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в.
Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в.

Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в.

(Полтавской и Миргородской епархии), находится в с. Мгарь Лубенского р-на Полтавской обл. (Украина). В 1612 г. кн. Михаил корибут Вишневецкий выдал насельнику Киево-Печерского мон-ря иером. Исаии (Копинскому) грамоту с разрешением строить монастыри в его заднепровских владениях. Когда 8 окт. 1616 г. скончался игумен Густынского во имя Святой Троицы монастыря Иоасаф, по прошению братии иером. Исаия поставил густынским настоятелем иеросхим. Варлаама, а сам по рекомендации печерского архим. Елисея (Плетенецкого) направился на Мгарскую гору. Грамотой от 13 янв. 1619 г. кнг. Раина Могилянка-Вишневецкая, вдова кн. Михаила, избравшая иером. Исаию своим духовником, позволила ему основать на Мгарской горе Преображенский муж. мон-рь. При этом иером. Исаия продолжал титуловаться как «игумен монастырей заднепровских». Княгиня пожертвовала для новообразованного мон-ря земли между реками Сула, Мгарь и Ольшанка, а также мгарский лес и «полмили на горе, где перед тем бывала пасека, и знать слыше, бывал перед тем колысь и монастыр» (Астряб. 1915. С. 48). Летом того же года на Мгарскую гору из Густынской обители прибыла 1-я группа монахов. Осенью 1621 г. иером. Исаия направил в строящийся скит еще 8 густынских насельников, в т. ч. иеромонахов Феодосия и Харалампия. 18 янв. 1619 г. по прошению иером. Исаии кнг. Раина преобразовала Ладинский Подгорский Покровский скит в женский; игуменией стала мон. Александра (Копинская; † 1631), сестра иером. Исаии. В М. м. и Ладинском мон-ре иером. Исаия собственноручно выкопал землянки под кельи. Через нек-рое время он, назначив наместниками М. м. и Густынской обители иеросхимонахов Василия и Филарета, удалился в Межигорский в честь Преображения Господня монастырь.

В 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном IV и др. священнослужителями игум. Исаия был тайно хиротонисан во епископа Перемышльского и Самборского, но кафедру не занял из-за гонений униатов. В акте от 1 окт. 1622 г., выданном на основание братства при Троицкой ц. г. Лубны, он титуловался как «епископ Заднепрский, экзарх Константинопольский» (Там же. С. 55).

После кончины кнг. Раины ее наследник, двоюродный брат Константин Вишневецкий, 15 сент. 1622 г. выдал М. м. подтвердительную фундушевую грамоту. Также Вишневецкий в 1621 г. позволил устроить Слепородский мон-рь, ставший приписным к М. м.

4 дек. 1622 г., во время гонений на православных в Речи Посполитой, еп. Исаия направил к царю Михаилу Феодоровичу и к Московскому патриарху Филарету (Романову) посольство во главе с насельником М. м. иером. Гедеоном (Слобиной), которое передало государю просьбу братии об оказании материальной помощи. Царь и патриарх откликнулись на эту просьбу ответным письмом от 14 сент. 1623 г., пожертвовав для обители «3 сорока соболей», а также предоставив мгарскому игум. Василию богатое жалованье для обители, с к-рым тот вернулся в Мгарь в дек. 1623 г. В 1622-1623 гг. игуменом был Пафнутий (Ольшанский). 7 янв. 1623 г. в Лубенском магистрате в актовую книгу на свои земельные участки внесли дарственную запись лубенские жители: «Стефан Жук атаман войска запорожского, Федор Пырский и Ян Генрик до монастыря Мгарского Лубенского на хвалу Божию». С дек. 1623 г. настоятелем М. м. стал бывш. игумен Густынского мон-ря старец Исаия, «честный муж», в 1625 г. его сменил игум. Василий.

В 1624 г. по приказу кн. Вишневецкого Лубенский староста Андрей Калиновский выдал акт о передаче возникшего около обители Мгарского хутора в ведение братии: «Хутор Мгарский с подданными, на том грунте сидящими, пускаем в посессию (владение.- В. П.) его милости о. Исаии, епископу архимандриту» (Лазаревский А. М. Лубенщина и князья Вишневецкие: (1590-1648). К., 1896. С. 28). Этот хутор, вероятно, находился на месте совр. с. Мгарь.

С 1625 г. монахи и подданные монастырей Левобережной Украины самовольно уезжали в Москву. В частности, в апр. 1625 г. из М. м. ушли 12 монахов. Игум. Василий и еп. Исаия обвинили беглецов в воровстве и потребовали от путивльского воеводы вернуть их, написав жалобы Московскому патриарху Филарету. 21 мая 1626 г. еп. Исаия обратился к путивльскому воеводе с требованием способствовать возвращению на родину 10 монахов-беглецов, самовольно покинувших Густынский мон-рь и М. м. и перешедших на территорию России. Возможно, именно поэтому старцы М. м. Лукиан (из Лубен) и Лукиан (из Лохвицы) летом 1627 г., не дождавшись пропуска в Москву, тайно бежали в неизвестном направлении. 11 июля 1628 г. еп. Исаия, пребывавший в Ладинском мон-ре, выпустил указ, запрещавший насельникам и подданным заднепровских мон-рей, в т. ч. М. м., любые несанкционированные переходы или отлучки. В конце того же года новый настоятель М. м. игум. Иов был направлен в Москву для сбора милостыни, в февр. 1629 г. вел переговоры с путивльским воеводой о допуске в Москву, куда добрался только весной. Царь Михаил Феодорович пожаловал ему «по 10 аршин камки адамашки зеленой травной, и по сороку соболей».

Преображенский собор. 1684–1692 гг. Ар-хит. И.-Б. Зауэр. Фотография. 2011 г.
Преображенский собор. 1684–1692 гг. Ар-хит. И.-Б. Зауэр. Фотография. 2011 г.

Преображенский собор. 1684–1692 гг. Ар-хит. И.-Б. Зауэр. Фотография. 2011 г.

Ок. 1622-1625 гг. в обители был возведен 1-й деревянный храм во имя архистратигов Михаила, Гавриила и прочих Сил бесплотных. 8 июня 1628 г. Исаия, титуловавшийся «архиепископом Черниговским и Смоленским», заложил в М. м. деревянный храм в честь Преображения Господня. В 1629 г. настоятелем М. м. был назначен бывш. игумен Густынского мон-ря Феодосий (Златарь; † 1634), при котором за пределами обители была построена приходская ц. во имя арх. Михаила. Позже на ее месте был возведен Крестовоздвиженский приходский храм с. Мгарь. В 1632-1633 гг. в М. м. был сооружен трапезный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1634-1636 гг. при настоятеле иеросхим. Иоанне (Вишниевиче) в М. м. были устроены игуменский корпус, кладовые и др. хозяйственные помещения.

6 июля 1634 г. инок Сампсон (Кутовой) завещал обители Пирятинскую мельницу, купленную у мельника Ильяша Васильковского, «да в Галице завещает два мельничные колеса», а также «лесок невеличкий» на острове между реками Девица и Галица.

В 1636 г. кн. Иеремия, сын кн. Михаила Вишневецкого, изгнал митр. Исаию (Копинского) из М. м. Вероятно, тогда же был изгнан и его ставленник игум. Иоанн. При этом кн. Иеремия не притеснял ту (бо́льшую) часть иноков, к-рые не оказали поддержки митр. Исаии, и даже грамотой от 8 февр. 1636 г. подтвердил владения мон-ря в с. Мгарь, дав гарантии неприкосновенности его имений. В том же году митр. Киевский свт. Петр (Могила), получивший от кн. Иеремии Вишневецкого полномочия по управлению заднепровскими мон-рями, назначил настоятелем М. м. своего ставленника игум. Каллистрата. В 1637 г. кн. Иеремия женился на полячке и принял лат. обряд, что могло повлиять на дальнейший накал борьбы в его владениях.

В кон. 1637 - нач. 1638 г. митр. Исаия рассылал адресованные братии заднепровских мон-рей письма, в к-рых обвинял митр. Петра в тайной приверженности католичеству, в признании власти папы Римского и в попытках латинизировать правосл. богослужение. Он призывал монахов покидать территорию Речи Посполитой и переезжать в Россию. Обеспокоенный такими действиями митр. Исаии, униат. митр. Иосиф Рутский посетил кн. И. Вишневецкого, в заднепровских владениях которого проживал митр. Исаия, с просьбой изгнать «проклятого», но тот отвечал, что сделать этого не может из-за сопротивления со стороны казаков (Analecta OSВM. Ser. 2. Sect. 3. Vol. 1. P. 206. № 103). Кроме того, в апр.-мае 1638 г. в районе Лубен и Миргорода произошло массовое крестьянско-казачье восстание под предводительством Я. Остряницы и Д. Гуни, объявивших себя защитниками Православия. Согласно «Летописи Самоила Величко», в период восстания по распоряжению генерального полковника польского коронного войска Станислава Потоцкого были арестованы игум. Каллистрат и еще 10 монахов М. м., к-рых судили в польск. военном суде по обвинениям в поддержке казачьего бунта, но вскоре оправдали и освободили. Из-за польск. репрессий тысячи местных жителей стали переселяться в Россию. В частности, в июне 1638 г. в Путивль переехала большая группа иноков Мгарского, Ладинского и Густынского мон-рей. 8 июня 1638 г. на группу иноков М. м., направлявшуюся из Лубен в Путивль, в районе г. Гадяч напали шайки татар, были убиты старец иером. Самуил и послушник. Указом царя Михаила Феодоровича для переселившихся монахов М. м. в июне 1638 г. был определен белёвский в честь Преображения Господня монастырь, а затем, в авг. 1638 г.,- Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудтворца монастырь. Там поселилось 14 мгарских иноков, к-рые образовали отдельную общину под рук. игум. Василия, бывш. настоятеля М. м. в 1625-1628 гг.

Летом 1638 г. игум. Каллистрат посетил Киевского митр. Петра и убедился в его приверженности Православию. Под влиянием последнего, а также, вероятно, после гарантий неприкосновенности со стороны владельца заднепровских имений кн. И. Вишневецкого игумен отказался от перехода в пределы России и обратился к инокам, бежавшим в Путивль, с призывом вернуться. Но бежавшие в Россию мгарские иноки во главе с игум. Василием выступили с совместным заявлением, в к-ром решительно осудили деятельность игум. Каллистрата за то, что он «отрекся общаго отца и пастыря Исаии Копинского, благословение и клятву его поплевал, и его самого мало на смерть не предал». Оставшаяся в Мгаре братия также была недовольна игум. Каллистратом из-за его двуличной позиции: сначала он договорился с насельниками Мгарского и Густынского мон-рей о поэтапном постепенном выезде небольшими группами в Россию, затем сам пытался тайно уехать в Молдавию, но, достигнув соглашения с митр. Петром, стал активно поддерживать польск. власти. Возможно, именно недовольство оставшейся братии стало причиной увольнения в 1638 г. игум. Каллистрата.

Согласно летописи Мгарского монастыря, в 1638-1639 гг. М. м. возглавлял игум. Иоанн, при котором обитель стала постепенно восстанавливаться после причиненных ей убытков и разорений. Начали строиться монастырские здания вместо поврежденных или разрушенных. 10 янв. 1644 г. кн. И. Вишневецкий передал монастырю нижнюю мельницу на р. Ольшанке в «вечное пользование», а 17 февр. 1648 г. освободил от налоговых платежей монастырских подданных с. Мгарь.

В 1648 г., очевидно в связи с началом казачьей освободительной войны Б. М. Хмельницкого, на должность настоятеля М. м. был возвращен игум. Каллистрат, казак по происхождению. 23 мая 1649 г. он написал царю Алексею Михайловичу Романову письмо с просьбой содействовать переселению иноков в Москву, ввиду преследований со стороны католиков. Однако царь, знавший биографию игумена, ответил, что готов поселить его и братию только в одном из опустевших монастырей на севере Новгородской епархии. Очевидно, такой ответ стал неожиданностью для мгарской братии. В итоге запланированное игум. Каллистратом переселение иноков в Россию не состоялось.

В 1650 г. игум. Каллистратом был основан полтавский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь. В условиях войны туда перешла часть братии М. м. В Лубнах повстанцы Хмельницкого под рук. Максима Кривоноса сожгли замок Вишневецких, а также мон-рь бернардинов с костелом. Братия М. м. оказывала помощь всем пострадавшим вслед. казацкой войны, в т. ч. полякам. Это отмечали шляхтичи Г. Дамарацкий и С. Ф. Нагорецкий при оформлении для обители дарственной на свои имения от 8 сент. 1650 г. Они писали: «Игумен монастыря Мгарского со всеми живущими в этом монастыре монахами оказывал великую милость свою и чувство сострадания всем слугам князя его милости, остававшимся здесь все то время нынешней войны казачьей за Днепром».

Следующий настоятель (1650-1658), игум. Петроний (Левкович), в 1652 г. обращался к царю с просьбой оказать денежную помощь братии. Гетман Хмельницкий универсалом от 22 дек. 1653 г. передал обители села Лука, Хитцы, Романковские рыбные ловли и мельницу в с. Тишки, а также с. Терны, к-рым при кн. И. Вишневецком завладел открытый им в Лубнах мон-рь бернардинов.

23 февр. 1654 г. по пути из Москвы в К-поль в обители остановился и после тяжелой болезни 5 апр. того же года скончался К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий. По вост. обычаю, он был похоронен под амвоном деревянного Преображенского собора сидящим в кресле (1 февр. 1662 в присутствии посетившего обитель Паисия Лигарида состоялось обретение мощей патриарха Афанасия).

Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г.
Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г.

Мгарский Преображенский мон-рь. Фотография. 2011 г.

В 1657-1658 гг. настоятелем обители был игум. Савватий (Вербицкий). После смерти своего отца, лубенского полковника Игнатия Вербицкого, он передал мон-рю 1/4 имения, по наследству полученную от отца в с. Березоточа и на Березоточской гребле на р. Суле. В этот период, в 1657-1658 гг. обитель была разорена во время восстания Я. Ф. Барабаша. 4 июня 1660 г. мещанин Георгий Русенович (Русинович), приближенный слуга в семье кн. И. Вишневецкого, подарил монастырю мельничное место на Лысогорской гребле на р. Суле.

Настоятель (1658-1663) игум. Виктор (Загоровский) активно сотрудничал с рус. правительством. Уже 4 авг. 1658 г. он докладывал патриарху и боярам о своей беседе с гетманом И. Е. Выговским. В 1659 г. бывш. гетман Выговский с призванными татарами и поляками разорял Полтавщину, и рус. полководец кн. Г. Г. Ромодановский с войском двинулся к Лубнам, из к-рых бежал полковник Степан Шамрицкий. В ходе наступления, как писал С. В. Величко, Ромодановский «удался по чиемусь извету до монастыря Мгарского Лубенского, где на винограде многих заможных (состоятельных) людей скарбец замурованный, войско, знайшедши, между собою розраховало (т. е. поделило.- В. П.)». Игум. Виктор считался духовным наставником Я. С. Сомко, наказного гетмана Левобережной Украины, к-рый покровительствовал обители. 17 апр. 1662 г. Сомко подписал универсал о предоставлении мон-рю городищских мельниц. В 1663 г., после смещения и казни Сомко вслед. доносов и интриг, игум. Виктор также был смещен с должности настоятеля, обвинен в попытках склонить Сомко к измене государю, выслан сначала в Москву, а затем в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь.

В 1663-1668 гг. М. м. возглавлял игум. Каллист (Балицкий), сторонник гетмана И. М. Брюховецкого. При нем в обители в 1663 г. проживал Ю. Б. Хмельницкий, сын Богдана Хмельницкого. 12 июня 1668 г. М. м. получил от гетмана П. Д. Дорошенко универсал о неприкосновенности владений обители.

Уже ок. 1670-1671 гг. настоятелем М. м. снова являлся игум. Виктор (Загоровский), что фактически стало его реабилитацией после ссылки на Соловки. 12 янв. 1671 г. мещанин Георгий Русинович завещал мон-рю 2 тыс. злотых. В М. м. приняли постриг 2 его сына - иеромонахи Полиевкт и Макарий, который в кон. 1671 г. стал новым настоятелем обители. В период игуменства Макария (1671-1687) укреплялось материальное положение мон-ря. 11 окт. 1677 г. лубенский полковник Максим Ильяшенко отдал насельникам для пользования «в ключу Лубенском» с. Пески за р. Сулой.

В 1678 г., перед нападением турок на Чигирин, игум. Макарий перенес в М. м. останки митр. Киевского и Галицкого Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Они были погребены, как указывается в описании обители, «на левой стороне в стене, в фрамуге такой, в якой с противной стороны святителя Афанасия Пателлария мощи находились, и к обоим им приходящие поклонники прикладывались» (в 1737, при замене гробницы митр. Иосифа, упоминалось, что истлела только крышка гроба, а сами останки оставались нетленными).

В 1677 г. горела и в 1684 г. была разобрана деревянная Преображенская ц. 20 окт. 1684 г. гетман И. С. Самойлович писал игум. Макарию, чтобы непригодный материал разобранной церкви продать, если его купит полковник миргородский. 23 апр. 1684 г. в М. м. состоялась закладка Преображенского собора, на к-рой присутствовал сын гетмана полковник стародубский С. И. Самойлович. Строительство под патронатом сначала гетмана Самойловича, а затем гетмана И. С. Мазепы вели «немец из Вильно» Иоганн (Ян) Баптист Зауэр и подмастерье Мартин Томашевский. По смерти Зауэра местные мастера Афанасий Пирятинский и Дамиан Ворона в 1692 г. завершили строительство. Первый иконостас для собора в 1685-1689 гг. вырезал мастер Стефан Мутяница, роспись и позолоту выполнил «маляр» Иосиф Иванович из Лубен. В 1692 г. при настоятеле (1687-1700) игум. Ипатии (Горбачевском) каменный Преображенский храм был освящен; тогда же освящена построенная в 1688-1691 гг. надвратная ц. во имя арх. Михаила. Во время строительства Преображенского собора, в 1684-1692 гг., богослужения совершались в малом Георгиевском храме, устроенном под монастырской колокольней, туда же были перенесены мощи свт. Афанасия. В 1692 г. гетман Мазепа пожертвовал 8 тыс. золотых на постройку каменной трапезной Благовещенской ц. (1695-1700), обрушившейся в 1701 г. и вновь отстроенной к 1733 г.

В мае 1693 г. М. м. купил у киевского Кирилловского мон-ря большую усадьбу умершего свящ. Макария Гринченко на Подоле, рядом с подворьями Межигорского и Густынского мон-рей, где был обустроен домовый храм и открыто Киевское подворье М. м., просуществовавшее до 1776 г.

В 1709-1716 гг. обитель возглавлял игум. Филарет (Кощаковский), бывш. настоятель Межигорского Преображенского мон-ря и преподаватель Киево-Могилянской академии, автор курса риторики на лат. языке. По его инициативе Мария Гамалеева, вдова лубенского полковника и наказного гетмана Г. М. Гамалеи, в завещании от 11 дек. 1710 г. пожертвовала обители часть владений мужа. Размер жертвуемых имений был расширен в последнем завещании Марии от 17 авг. 1716 г. Гетман И. И. Скоропадский в универсале от 15 окт. 1713 г. пожертвовал мон-рю часть своих имений.

В июне 1722 г. настоятелем обители стал насельник с.-петербургского Александро-Невского мон-ря игум. Иларион (Рогалевский; впосл. епископ Казанский и Свияжский).

При настоятеле (1728-1729) игум. Георгии (Кувечинском) в 1728 г. из-за сильных дождей обвалился центральный купол Преображенского собора, после чего было решено полностью разобрать своды здания и частично некоторые стены. 22 апр. 1729 г. игум. Иларион (Левицкий) освятил начало восстановления Преображенского собора. В мае 1736 г. при настоятеле (1733-1737) игум. Феофане (Трофимовиче) в М. м. произошел пожар, разрушилась каменная надвратная Михайловская ц. (бывш. трапезный храм, выполнявший с кон. 20-х гг. XVIII в. функцию монастырского собора), сгорели деревянные колокольня с малым Георгиевским храмом, келейный корпус и хозяйственные постройки; обгорели каменный трапезный Благовещенский храм (1733) и строившийся Преображенский собор. Уцелели только каменная башня, в которой действовала Преображенская часовня, и 2-я, «каменно-деревянная» колокольня (нач. XVIII в.) обители.

Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г.
Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г.

Свт. Афанасий I Пателларий, патриарх К-польский. Мозаика Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. Фотография. 2015 г.

24 июня 1737 г. иером. Иоасаф (Горленко) в Киеве был возведен в сан игумена и назначен настоятелем М. м. и прибыл в обитель 7 июля 1737 г. (что иногда ошибочно указывается как дата его назначения). В янв. 1740 г. игум. Иоасаф встречался с принцем Людвигом Вильгельмом Гессен-Хомбургским и убедил его продолжить оказание помощи в восстановлении обители. В 1742-1744 гг. настоятель объездил ряд мон-рей центральной части России, включая Москву, собирая пожертвования на «погорелый монастырь и упалую церковь каменную». 12 сент. 1743 г. указом митр. Киевского Рафаила (Заборовского) клирик обители иером. Иаков (Блоницкий), выпускник Киево-Могилянской академии, был делегирован в Москву для преподавания в Славяно-латинской академии. 19 янв. 1744 г. братия М. м. направила митр. Рафаилу прошение об учреждении в обители архимандритии и назначении архимандритом св. Иоасафа. В авг. 1744 г. митрополит одобрил ходатайство насельников. В сент. того же года игум. Иоасаф в киевском Софийском соборе митр. Рафаилом был возведен в сан архимандрита. При нем в М. м. строились каменные келейные корпуса, возведена временная домовая церковь. В 1744 г. для размещения части братии игум. Иоасаф основал приписную к М. м. Онуфриевскую пуст. близ с. Тишки. В кон. 1744 г. архим. Иоасаф был вызван в Москву и в янв. 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь одновременно настоятелем М. м. до кон. февр. 1745 г. 24 февр. митр. Рафаил подписал указ о назначении настоятелем М. м. архим. Германа (Конашевича), бывш. игумена Кирилловского Свято-Троицкого монастыря в Киеве. 2 нояб. 1747 г. по просьбе архим. Германа М. м. была выдана грамота имп. Елизаветы Петровны, в к-рой подробно перечислены имения, пожалованные и купленные мон-рем.

При архим. Леонтии (Злотницком) были собраны значительные средства на восстановление полуразрушенного Преображенского собора, в т. ч. и с монастырских имений, что подорвало материальное положение обители; отмечалась «великая нужда и скудость в монашествующих», число к-рых уменьшилось, и даже встал вопрос о лишении М. м. статуса архимандритии. Следующий настоятель (1753-1755) иером. Иосиф (Бурынский (Буржинский)), бывш. униат из Львова, присоединился к Православию, а его преемник в 1755-1757 гг. Досифей (Голяховский) возглавлял обитель в сане игумена. Обоим настоятелям, делегированным в Мгарь из братии Киево-Софийского кафедрального мон-ря, помимо решения задач по увеличению численности насельников и сохранению статуса архимандритии пришлось вести борьбу (вплоть до столкновений) против произвола со стороны подполковника Алексея Семёнова, пытавшегося насильственно присвоить часть монастырских владений, что вызвало затяжные судебные процессы. С 1757 г. обителью снова управляли настоятели в сане архимандрита начиная с Луки (Григоровича), а число братии возросло благодаря переселению в Мгарь группы монахов из закрытого мон-ря Пояна в Молдавии. Кроме того, в 1759-1764 гг. в обители проживал перешедший в Православие бывш. униатский еп. Крижевецкий и архимандрит Марчанского мон-ря Феофил (Пашич). Он был переведен в Мгарь из братии Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (похоронен на территории М. м.).

Несмотря на ряд трудностей, в 1752-1754 гг. был завершен ремонт Преображенского собора (храм из 7-купольного стал 5-купольным), к-рый 28 авг. 1754 г. освятил митр. Киевский и Галицкий Тимофей (Щербацкий). На восстановление храма и строительство новых зданий передавал средства генерал-фельдцейхмейстер принц Гессен-Хомбургский Людвиг Вильгельм, квартировавший в Лубнах. В этот же период был достроен новый каменный келейный корпус. В 1762-1765 гг. известный резчик С. И. Шалматов сделал новый иконостас для Преображенского собора, который в 1765 г. расписал иконописец И. П. Косачинский. В 1775 г. пожар уничтожил часть келейного корпуса, где хранился архив, часовню во имя свт. Афанасия Пателлария (построена между 1736 и 1775) и «каменно-деревянную» колокольню. За халатность и несвоевременные действия при тушении пожара настоятель архим. Паисий (Яновский) был уволен. По приглашению архим. Иосифа (Чернявского), настоятеля М. м. в 1778-1781 гг., в обители поселился К-польский патриарх Серафим II (впоследствие был похоронен в Преображенском соборе). При архим. Дамаскине в 1784-1785 гг. была возведена каменная ограда, в 1785 г. началось строительство каменной колокольни. В том же году недалеко от М. м. был основан Благовещенский скит. При настоятеле (1800-1804) архим. Иосифе (Ильницком) в 1804 г. к келейному корпусу была пристроена теплая Благовещенская ц.

В 1834-1835 гг. в М. м. проживал на покое бывш. архиеп. Псковский Мефодий (Пишнячевский), к-рому было предоставлено право «главного управления» обителью († 1846; похоронен в М. м.). На его средства в 1837-1844 гг. была достроена каменная монастырская колокольня, в 1846 г.- одноэтажный архиерейский дом. В 1897 г. при наместнике архим. Антонии (Петрове) рядом с М. м. был построен каменный однокупольный Афанасиевский храм вместо бывш. часовни.

Архиеп. Мефодий в 1818 г. инициировал в Синоде процесс канонизации свт. Афанасия Патиллария. В июле 1825 г. в обители скончался бывш. архиеп. Тобольский и Сибирский Амвросий (Келембет), проживавший в ней с правом управления в 1823-1825 гг. С 1843 г., когда архимандрития была упразднена, монастырем управляли наместники Полтавского архиерея. 13 нояб. 1875 г. в обители была открыта псаломщическая школа для детей-сирот из семей лиц духовного звания. В 1901 г. М. м. получал оклад из казны в размере 1249 р. Назначенный в 1910 г. наместником обители архим. Александр (Петровский; впосл. епископ) добился преобразования обители в самостоятельную и с 1911 г. титуловался уже настоятелем. Архим. Александр упорядочил архив, назначил архивариусом иером. Иосифа (Зеленского).

С переездом архиеп. Александра в 1917/18 г. в Полтаву настоятелем стал архим. Амвросий. В ночь на 19 авг. 1919 г., накануне престольного праздника Преображения Господня, по обвинению в оказании помощи частям Белой армии архим. Амвросий был расстрелян красноармейцами. Вместе с ним были убиты 16 насельников обители: иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, иеродиакон Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Патапий, Доримедонт. Синод УПЦ 8 мая 2008 г. принял решение о их прославлении в Соборе преподобномучеников Мгарских (день памяти 6 авг.). В 1923 г. обитель была захвачена раскольниками, все насельники, не поддержавшие их, изгнаны. В сер. 20-х гг. XX в. в кельях размещалась загородная резиденция главы местных раскольников Ф. И. Булдовского. В нач. 30-х гг. на территории М. м. был создан интернат, где содержались дети «врагов народа», с 1937 г.- дисциплинарный батальон, с 1946 г.- войсковые склады, с 1985 г.- пионерский лагерь.

В 1993 г. здания М. м. возвращены Церкви. Первым настоятелем стал архим. Филипп (Осадченко), хиротонисанный 30 дек. 2001 г. во епископа Полтавского и Кременчугского (ныне митрополит), оставаясь священноархимандритом мон-ря.

Святыни, архив и библиотека

С общецерковной канонизацией в 1863 г. свт. Афанасия Пателлария М. м. стал центром паломничества. Кроме того, с сер. XIX в. известна местночтимая чудотворная Лубенская икона Божией Матери, к-рую пожертвовала в обитель Елена Павловна Кочубей (Белосельская-Белозерская), поместившая образ в серебряную с драгоценными камнями ризу. Икона, вывезенная большевиками в 1922 г., была возвращена в обитель в янв. 2014 г.

К нач. XX в. достаточно богатыми были монастырский архив и б-ка, в которых хранились рукописные и старопечатные книги. Особую ценность представлял сборник заметок по истории мон-ря за разные годы (с рядом пробелов в освещении событий, а также с нек-рыми ошибками), известный под названием «Мгарская летопись» и составленный по образцу летописи Густынского мон-ря. Известны 2 редакции Мгарской летописи. Первую обнаружил в 80-х гг. XIX в. этнограф В. П. Горленко; ее фрагменты были опубликованы археологом А. М. Лазаревским в 1889 г. в «Киевской старине» и изданы отдельной книгой. Вторую редакцию обнаружил в 1901 г. свящ. Василий Романов в приходском храме с. Мгарь. К 2016 г. одна из редакций хранится в отделе рукописей Национальной б-ки Украины им. Вернадского (Киев), др. список 2-й редакции хранился в РНБ (ОР. ОСРК. F.XVII.141) (см. подробнее: Предисловие к изданию ПСРЛ. Т. 40. С. 3-6). В Национальной б-ке Украины хранится объемная рукописная книга - составленный игум. Георгием (Кувечинским) в дек. 1729 г. список всех монастырских актов и писем.

Известно рукописное Мгарское Евангелие, описанное в 1901 г. местным краеведом, настоятелем с. Юсковцы (ныне Исковцы) Лубенского у. свящ. Василием Романовым. Евангелие было переписано при игум. Ипатии (Горбачевском) ок. 1687-1700 гг. Возможно, эта книга могла быть передана в с. Юсковцы после пожара в М. м. в 1736 г. Местонахождение памятника после 1917 г. неизвестно. Утраченным считается и архив писем настоятелей и запорожских гетманов 40-70-х гг. XVIII в., хранившийся вместе с копиями более старинных актов до 1917 г. в обители. При этом сохранился фонд архивных материалов обители, в основном копии древних подлинников (ЦГИАК. Ф. 137).

Скиты и подворья

Кроме подворья в Киеве, существовавшего в 1693-1776 гг., с 1692 г. известно подворье М. м. в г. Лубны, занимавшее 2 двора с «хоромным строением». Также к М. м. были приписаны обители: Юсковецкая Слепородская Преображенская муж. пуст. на р. Слепород, близ с. Юсковцы (известна с 1621, упразднена в 1786); Чернухская Троицкая Красногоровская муж. пуст. на хуторе Красногоровка (основана в 1710, упразднена в 1786); Мгарский Красногорский Михаило-Архангельский муж. скит близ с. Мгарь (известен с XVII в., упразднен в 1786); Онуфриевская Тишковская муж. пуст. близ с. Тишки (основана в 1744, упразднена в 1786); Успенский Иоанновский муж. скит близ Лубен (упом. с 1743). У М. м. был т. н. ближний скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы, в котором в 1889-1891 гг. на месте старой часовни сооружена каменная ц. свт. Афанасия (ныне Благовещенская). В 1999 г. рядом с с. Дмитровка был основан монастырский скит, впосл. преобразованный в Потоцкий Антоние-Феодосиевский муж. мон-рь. К 2016 г. к обители приписаны муж. скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы в с. Мгарь, а также жен. скит.

Ист.: Отрывки из летописи Мгарского мон-ря, 1682-1775 гг. // Киевская старина. К., 1889. Т. 25. № 4. С. 37-52; № 5/6. С. 53-76; Описание Мгарского мон-ря 1769 г. // Полтавские ЕВ. 1888. № 4. С. 159-162; Летописец о первом зачатии и создании Густынского мон-ря в лето бытия мира 7108 / Предисл.: О. Бодянский. М., 1848; Акты и док-ты Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря / Сост.: Н. Д. Жевахов. К., 1913; Лiтопис Мгарського мон-ря, 1682-1775 / Публ.: В. Шевчук // Пам'ять столiть. К., 1997. № 1. С. 11-32; ПСРЛ. 2003. Т. 40: Густынская летопись.
Лит.: Терещенко А. В. О пожертвованном Евангелии [изд.: М., 1681] в Лубенско-Мгарский мон-рь боярынею М. Хитровою в 1684 г. // Библиогр. зап. М., 1861. Т. 3. № 8. С. 226-227; Яновский И. П. Общежительный Лубенский Спасо-Преображенский мон-рь, его святыни и достопримечательности // Полтавские ЕВ. 1886. № 17. С. 627-630; № 18. С. 659-662; № 19. С. 683-685; Русов А. А. Мат-лы, касающиеся Густынского и Мгарского мон-рей // Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1892. Кн. 4. С. 90-112; Муравьёв А. Н. Житие свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. СПб., 189813; Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. Полтава, 1901. Вып. 1; Юзефович И., свящ. Возникновение и первоначальная история мон-рей Полтавской епархии: Густынского Троицкого, Ладанского Покровского и Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского // Полтавские ЕВ. 1901. № 19. С. 886-893; № 21. С. 956-964; № 23/24. С. 1051-1060; № 30. С. 1899-1906; № 31. С. 1949-1958; 1902. № 20/21. С. 910-919; № 22. С. 985-993; № 25. С. 1114-1122; Каманин И. М. Договоры о сооружении церквей в Малороссии в ХVIII в. // Археол. летопись Южной России. К., 1903. № 6. С. 367-368; Ист.-стат. очерк Лубенского Мгарского Преображенского мон-ря. Од., 1904; Модзалевский В. Л. К характеристике отношений между монахами Мгарского мон-ря и лубенскими казаками в 1649-1661 гг. // Киевская старина. 1906. № 3/4. С. 61-68; он же. Будування церквiв у Лубенському Мгарському монастирi в рр. 1682-1701 // Наше минуле. К., 1918. Кн. 3. С. 49-80; Пархоменко В. А. Патриарх К-польский Серафим II, умерший и погребенный в Лубенском Спасо-Преображенском мон-ре // Тр. Полтавского церк. ист.-археол. комитета. 1908. Т. 2. С. 25-32; Астряб М. Г. Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь // Тр. Полтавской УАК. 1915. Вып. 13. С. 33-82; Волкова Е. Дело полковника Андрея Семёнова с Лубенским Мгарским мон-рем 1756 г. // Там же. С. 175-194; Бутич I. Унiверсали Iвана Виговського Лубенському Мгарському Преображенському монастиревi // ЗНТШ. 1993. Т. 225. С. 348-354; Толочко О. П. Невiдомий список лiтопису Мгарського мон-ря // Академiя пам'ятi проф. В. Антоновича: Мат-ли. К., 1994. С. 235-239; Говденко М. М. Двi споруди зодчого Й. Баптиста // З iсторiï украïнськоï реставрацiï. К., 1996. С. 244-251; Косенко Н., Шепiтько Н. Iконостас Спасо-Преображенського собору Мгарського мон-ря // Там же. С. 97-100; Ульяновський В. Трагедiя в Лубенському Мгарському мон-рi 1919 р. // Киïвська старовина. К., 2000. № 6(336). С. 102-128; Вечерський В. Втраченi об'єкти архiтектурноï спадщини Украïни. К., 2002; Филипп (Осадченко), архиеп. Мгарский Спасо-Преображенский мон-рь: Обзор истории и миссионерства, жизнеописание выдающихся деятелей, связанных с обителью. Полтава, 2008.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (муж.) Библиотеки монастырские Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Украина) Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь (Полтавская епархия)
См.также:
НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина)
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА ставропигиальный муж. мон-рь УПЦ в Киеве (Украина)
КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве
КИТАЕВСКИЙ КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевской митрополии УПЦ), находится в Голосеевском р-не Киева
КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ)
ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Бориспольской и Броварской епархии УПЦ МП
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)